Советница Светланы Тихановской по вопросам образования и науки прокомментировала последние заявления министра образования Беларуси о принудительном распределении.
Татьяна Щитцова: «На днях министр образования сделал несколько важных заявлений, которые, по видимости, должны свидетельствовать о том, что он мыслит прагматически и ищет новые решения для накопившихся проблем. Как человек образования он, несомненно, хотел бы быть рациональным и конструктивным. Вопрос в том, насколько его служба режиму совместима с рациональностью и конструктивностью.
Вторя Лукашенко, министр подчеркнул, что главная задача – подготовка кадров под потребности отечественного реального сектора. Но как это совмещается с тем фактом, что за последние два года приём в вузы на военные специальности вырос на 20%? Страна готовится к войне? Или есть какие-то другие причины, которые заставляют направлять государственные средства не на подготовку, например, врачей и не на развитие науки, а на милитаризацию страны?
Далее, министр высказал суждение, что слово «отработка» себя изжило. Многообещающее заявление. Вопрос в том, собирается ли министр менять только слова или же саму практику принудительного распределения? Ведь слово отработка фиксировало именно вынужденный характер работы на назначенном рабочем месте. Отработка означает отсутствие возможности выбора (выплата в качестве альтернативы не является выбором, в нынешних условиях это лишь другая форма давления и унижения).
Предлагает ли министр какое-то решение, которое не будет ограничивать возможности профессиональной самореализации после окончания вуза? Увы, таких предложений нет. А что же есть? Вместо неблагозвучного слова «отработка» (напоминающего о крепостном праве) министр вводит, несомненно, более благозвучное выражение «даем первое рабочее место». Звучит красиво. Но проблема в том, что это лишь новая риторика. Принудительное распределение никто (пока?) не отменяет: выпускники (бюджетники и не только) не могут отказаться от того, что им «дают»: они должны «брать и отрабатывать».
За что надо отдать должное господину Иванцу, так это за то, что он ищет возможности построить крепостную систему «с человеческим лицом». Именно так, как мне кажется, следует понимать его идею при распределении учитывать место рождения человека, место проживания его семьи. Увы, похоже, министр может мыслить только в категориях места, к которому должен быть приписан человек. Не в категориях свободы выбора и права на профессиональную самореализацию.
Чтобы наша страна развивалась, право на образование и право на труд не должны превращаться в крепостное право. Беларуси необходимы серьезные реформы и в сфере экономики, и в сфере образования. Пока господин Иванец (принудительно?) думает, как угодить Лукашенко, мы можем готовиться к будущим реформам».
По инициативе Офиса Светланы Тихановской и при участии Объединенного Переходного Кабинета группами научных экспертов и практиков были разработаны дорожные карты демократизации высшего и среднего образования.
С дорожной картой демократизации высшего образования можно ознакомиться по этой ссылке, а с дорожной картой реформ общего среднего образования – здесь.
Полностью Стратегию перехода к новой Беларуси читайте по этой ссылке.