В Веллингтоне Светлана Тихановская выступила с публичной лекцией «Борьба за демократию в Беларуси» в Новозеландском институте международных дел — главной площадке страны по вопросам внешней политики. В встрече приняли участие более 100 человек, среди которых дипломаты, исследователи, студенты, представители гражданского общества и беларусская диаспора.
Светлана Тихановская:
Уважаемый господин председатель Джеймс Кембер,
уважаемый исполнительный директор Хамиш Макдугал,
Kia ora, e hoa mā!
Уважаемые друзья!
Прежде всего, позвольте поблагодарить Новозеландский институт международных отношений, Центр стратегических исследований и Викторианский университет за приглашение и организацию этой встречи.
Я впервые в этой части мира и впервые в вашей прекрасной стране. Полагаю, я влюбился в нее с первого взгляда.
Новая Зеландия для нас является примером того, как можно построить процветающую, суверенную и демократическую страну, сохранив при этом национальную идентичность и культуру. Я считаю, что беларусы могут многому научиться у новозеландцев.
Многие беларусы уже открыли для себя Новую Зеландию. Сотни беларусов сейчас живут в Окленде, Веллингтоне и Крайстчерче. Некоторые прибыли недавно, после нашего мирного восстания в 2020 году, спасаясь от преследований и террора. Эта страна уже давно является убежищем для многих людей из Восточной Европы.
Многие беларусы в Новой Зеландии даже заново открыли для себя свою беларусскую идентичность. Некоторые из них считают, что в вопросах национальной идентичности нам нужно учиться у маори.
Я только что встретился с представителями беларусской диаспоры в Окленде и Веллингтоне. Живя в 16 000 километрах от дома, они научились любить и Беларусь, и Новую Зеландию. Они работают в бизнесе, в академических кругах, а некоторые — в литературе. Я знаю как минимум двух молодых беларусских писательниц, которые живут здесь и публикуют замечательные книги.
Беларусь и Новая Зеландия, возможно, не имеют много общего, но одно нас точно объединяет. Это Anzac. Многие беларусские иммигранты служили в ANZAC. Например, Норман Майер из Татарска под Оршей или Уильям Деонк, который был награжден Военной медалью за участие в сражении при Галлиполи.
Я надеюсь, что мой визит сюда поможет установить новые связи и повысить осведомленность новозеландцев о Беларуси, Украине и нашем регионе.
Дорогие друзья,
Вчера, сразу после прибытия, как обычный турист, я посетил Роторуа и заглянул в Хоббитон. Эти фильмы о хоббитах очень популярны и в Беларуси. Люди любят их, потому что в этих фильмах в конце концов побеждают правда, дружба и мужество.
Один беларусский писатель назвал беларусов «хоббитами европейских лесов». Не потому, что мы маленькие и высокомерные. А потому, что мы любим жить спокойно в уюте наших домов и сообществ.
Можно сказать, что мы предпочитаем не выходить из своей зоны комфорта. Но в 2020 году мы все же оказались в центре внимания истории. Именно с этого момента началась моя история.
Я признаю, что Беларусь, возможно, не самая популярная страна в мире. И до 2020 года, когда началось наше восстание, о ней было известно очень мало. Обычно, когда вы спрашиваете иностранцев о Беларуси, они могут назвать три стереотипа: Чернобыль, трактор и Лукашенко.
Чернобыль сильно повлиял на Беларусь. Эта ядерная катастрофа оставила огромную рану. 70 процентов радиоактивных отходов выпало на Беларусь.
Я сам был одним из так называемых чернобыльских детей. В подростковом возрасте я каждое лето ездил в Ирландию, чтобы поправить здоровье. Это много значило для меня: я понял, что жизнь может быть другой, более интересной.
Возможно, вы знаете Светлану Алексиевич, лауреата Нобелевской премии по литературе. Она написала блестящие документальные книги о последствиях Чернобыля и распаде Советского Союза.
Иногда постсоветскую диктатуру в Беларуси называют «политическим Чернобылем». Что, вероятно, хуже ядерного.
Знаете ли вы, какова жизнь в диктатуре?
Это когда вы просыпаетесь, заходите в интернет и включаете VPN, чтобы узнать, что на самом деле происходит в вашей стране и в вашем городе, и сколько людей было арестовано вчера.
Это когда вы каждый день проверяете список экстремистов, только чтобы найти там еще один сайт или канал Telegram, на который вы подписаны, — и вам приходится сразу же удалять подписку.
Это когда вы идете по улице и видите, что ваше любимое кафе закрыто, потому что его владелица, ваша давняя подруга, была арестована. Пять лет назад она сделала пожертвование политическим заключенным, и теперь за ней пришла полиция. Ей грозит несколько лет тюремного заключения в результате политически мотивированного судебного процесса.
Вы идете навестить ее в следственный изолятор, а вам говорят, что вы не можете ее увидеть, потому что она объявлена террористкой. Поэтому она не может получать письма, деньги или еду извне.
Вы ничего не можете с этим поделать. А когда вы приходите домой, вы, вероятно, начинаете паковать вещи, чтобы уехать из страны, потому что боитесь, что будете следующим в списке.
В целом, жизнь в Беларуси очень похожа на жизнь в бывшем Советском Союзе, но с высокотехнологичным наблюдением. Итальянский журналист назвал это коммунизмом с привкусом капучино.
Но есть не только диктатура. Есть еще и беларусы. Мужественные люди, которые пять лет назад сказали «Достаточно» режиму. Они вышли из тени диктатуры – и из тени стереотипов.
Мой муж Сергей был одним из тех, кто готовил это. Он путешествовал по стране со своей камерой, спрашивая людей об их жизни. Его блог назывался «Страна для жизни». И люди говорили ему правду. Правду, которую власти не хотели слышать.
Когда Сергей объявил о своем намерении баллотироваться в президенты против Лукашенко, диктатор начал беспокоиться. Он хотел перестраховаться и арестовал Сергея, чтобы не дать ему баллотироваться.
Когда мой муж оказался в тюрьме, я решила заменить его и баллотироваться вместо него.
Я сделала это из любви к нему: он вложил столько усилий в кампанию! И из любви к людям, которые искренне верили в перемены. Они стояли в длинных очередях, чтобы поставить свою подпись в мою поддержку. Как я могла их подвести? Мой долг был дать им надежду.
До 2020 года я даже не интересовалась политикой. Я была матерью, занятой воспитанием наших двух детей. Но арест Сергея и энтузиазм людей изменили все.
Под давлением народа диктатор зарегистрировал меня в качестве кандидата. Но он ни секунды не верил, что я смогу его победить. «Наша конституция не предусматривает женщину-президента», — сказал он. Он был просто уверен, что беларусы не будут голосовать за женщину.
Погружение в политику было для меня чем-то вроде прыжка с банджи. Прыжок веры, без какой-либо поддержки, кроме беларусского народа и моей команды волонтеров, стоящих за мной.
Сначала я не верила в наш успех. Но с каждой встречей с избирателями я все больше и больше убеждалась, что мы победим. Беларусы переросли диктатора. Они изменились. Они хотели перемен. Они все больше и больше обращались к Европе.
Выборы состоялись 9 августа 2020 года. На этот раз у нас был альтернативный подсчет голосов. Я получила более 50 процентов голосов в первом туре. Меня должны были объявить победительницей и президентом Беларуси.
Но диктаторам трудно расстаться со своей любимой игрушкой — властью. Лукашенко отказался уйти в отставку. Он объявил себя победителем, как и в предыдущие 30 лет.
Люди были возмущены. Они вышли на улицы, чтобы защитить нашу победу. Но их встретили жестокой силой. Несколько человек были убиты полицейскими пулями. Тысячи были арестованы по всей стране. Три дня не работал интернет.
КГБ заставило меня уехать. Они сказали мне: «Если ты останешься, ты больше никогда не увидишь своих детей». Режим надеялся, что если они выдворят меня из страны, протесты прекратятся.
Но люди в Беларуси продолжали бороться и верить. Женщины в белом протестовали против насилия. Сотни тысяч людей собрались по всей стране. Они противостояли жестокой силе голыми руками и цветами.
Беларусы продолжали протестовать в течение года, но террор, поддерживаемый Россией, взял верх. С помощью насилия диктатор Лукашенко вернул Беларусь, но навсегда потерял беларусский народ.
После этого он начал гибридную войну против Европы, используя нелегальную миграцию. Он угнал самолет Ryanair, чтобы арестовать журналиста Рамана Пратасевича. И, наконец, он втянул нашу страну в войну против Украины.
Если бы не Россия, Лукашенко не остался бы у власти. Но у Путина были свои планы на него. Они уже планировали вторжение в Украину. Им нужна была Беларусь как плацдарм для нападения на Украину — против западной демократии.
С началом войны репрессии в Беларуси стали еще более жестокими. Но беларусы не молчали. Железнодорожные партизаны помогали украинцам замедлить российское наступление на Киев, саботируя российские военные конвои. Было совершено около 100 таких атак. За это более двадцати человек были жестоко задержаны, подвергнуты пыткам и приговорены к 10, 14, 20 и более годам тюремного заключения.
Многие беларусы открыто протестовали. Они посылали деньги на поддержку Украины. Они передавали информацию украинским войскам. Подпольная группа уничтожила российский разведывательный самолет.
Сотни беларусов отправились воевать за Украину. Они сформировали Калиновский полк, один из лучших в украинской армии. 80 из них отдали свою жизнь за свободу Украины.
Одной из них была Мария Зайцава. В 2020 году ее лицо, покрытое кровью, стало символом нашей революции. Она была оглушена полицейской гранатой и уехала в Европу, чтобы пройти сложную операцию на ухе. После этого она могла бы остаться там учиться, но уехала в Украину.
В своем первом бою она погибла. Это произошло в январе этого года. За день до этого она отпраздновала свой 24-й день рождения. Как представительница ЛГБТ-сообщества, Мария знала, что такое жить в несвободном обществе. Она хотела изменить свою жизнь — и жизнь всех беларусов. Она пожертвовала собой ради этой мечты.
Сегодня Беларусь находится под гибридной оккупацией. Там дислоцированы российские войска, в том числе с ядерным оружием. Путин и Лукашенко используют территорию Беларуси для терроризирования соседних стран, в первую очередь Украины.
Военная пропаганда повсюду. Политические партии, независимые СМИ, профсоюзы и НПО — в том числе экологические, феминистские, культурные — все запрещены.
Около полумиллиона беларусов были вынуждены покинуть Беларусь из-за страха преследований. Более 1100 человек остаются в тюрьмах, в том числе наш лауреат Нобелевской премии мира Алесь Беляцкий, польско-беларусский журналист Анджей Почобут, Мария Калесникава, Николай Статкевич и другие. С 2020 года за решеткой умерли десятки людей. Репрессии продолжаются, людей арестовывают каждый день.
В июне, после пяти лет тюрьмы, мой муж Сергей был освобожден. Это произошло благодаря личному вмешательству президента Трампа, и я очень благодарна ему за это.
После освобождения Сергей был незаконно депортирован из Беларуси. Два года он находился в изоляции. Я не получала от него никаких новостей.
Когда мы снова встретились, я сначала едва его узнала, он был так похудел и истощен. Наша маленькая дочь его вообще не узнала. Он сказал, что ему удалось пережить ад. Большую часть времени он находился в полной изоляции: никаких разговоров, писем, телефонных звонков. Он был похоронен заживо в своей камере.
Освобождение Сергея стало стимулом для нашего демократического движения. Сегодня он в гораздо лучшей физической форме. Он продолжает бороться за свободную независимую Беларусь и за освобождение всех политических заключенных.
Вот чем занимается наше движение в изгнании уже пять лет. Можно сказать, что мы строим параллельную Беларусь, сея семена демократии для будущего. Наше гражданское общество очень активно в Европе и во всем мире. Но у нас много потребностей: поддерживать заключенных, их семьи, освобожденных. Обучать детей беларусскому языку и истории. Оказывать помощь нуждающимся иммигрантам.
Совместно с Норвегией и другими европейскими странами мы создали Международный гуманитарный фонд для политических заключенных. Мы даже начали выдавать собственные паспорта, чтобы заменить просроченные национальные паспорта, которые власти Лукашенко не хотят продлевать. Из-за их решения многие беларусы за рубежом фактически стали апатридами.
Наши люди выносливы, трудолюбивы и творческие. До 2020 года Беларусь была известна как европейская IT-лаборатория. В последние годы почти весь творческий образованный класс был вынужден эмигрировать, чтобы сохранить свои рабочие места и бизнес. Они продолжают работать с нами, используя высокотехнологичные инновации для борьбы за демократию. У нас есть собственное приложение для голосования, наши киберпартизаны, которые взламывают серверы режима, наши онлайн-проекты в сфере образования, психологические консультации и адвокатские конторы и т. д.
Мы построили устойчивые легитимные политические структуры в изгнании. Офис избранного президента, Объединенный переходный кабинет в качестве протоправительства и Координационный совет в качестве протопарламента – все они функционируют. Мы провели выборы онлайн, следующие состоятся весной следующего года.
Мы выступаем за ужесточение экономических санкций против режима, но не против беларусского народа. Мы должны сохранить их мобильность: пусть они путешествуют, учатся и видят, какова жизнь в демократии. Мы также призываем наших партнеров возбудить дела против Лукашенко и его соратников, чтобы обеспечить их ответственность. Мы собрали доказательства 6700 случаев преступлений против человечности.
Слава Богу, мы не одиноки в нашей борьбе. У нас есть мощные союзники, такие как США, Великобритания, Канада и Европейский Союз. И я надеюсь, что Новая Зеландия тоже присоединится к этому эксклюзивному клубу.
Наша долгосрочная цель — вступление в ЕС. Только в рамках Европейского Союза может быть гарантировано выживание нашей нации, как написал наш лауреат Нобелевской премии Алесь Беляцкий. В противном случае мы останемся колонией России и растворимся в так называемом русском мире.
Дорогие друзья,
Беларусы, живущие в изгнании по всему миру, объединены одной мечтой: вернуться домой, жить нормальной жизнью в мире с соседями, в гармонии с окружающей средой.
Я хочу, чтобы новозеландцы однажды открыли для себя нашу прекрасную Беларусь. Приехали посмотреть на землю европейских хоббитов. Я уверен, вам понравится.
К сожалению, сегодня путешествовать туда небезопасно. И не только из-за войны в Украине. Иногда иностранные граждане арестовываются и обвиняются Лукашенко в шпионаже, чтобы служить заложниками в его политических играх с Западом.
Но вы можете помочь беларусам в их борьбе, где бы вы ни находились. Распространяя информацию в своих социальных сетях, рассказывая истории беларусских политических заключенных. Делая пожертвования гуманитарным организациям, таким как Международный гуманитарный фонд. Сотрудничая с местной беларусской диаспорой.
И, конечно же, поддерживая Украину. Победа Украины будет и нашей победой.
Поддерживать беларусское демократическое движение — значит поддерживать Украину, и наоборот. Наши судьбы переплетены. У нас общий враг: российский колониализм.
Победа Украины откроет для Беларуси окно возможностей. Если Лукашенко потеряет поддержку России, он не продержится и трех месяцев. Ослабление России — ключ как к победе Украины, так и к свободе Беларуси.
Я благодарен правительству Новой Зеландии за введение недавних санкций против российского теневого нефтяного флота и компании Лукашенко «Белнафтахим». Я попрошу ваших политиков рассмотреть возможность введения дополнительных санкций против Лукашенко за преступления против человечности и военные преступления. Даже символическая поддержка имеет для нас большое значение.
Кроме того, я попрошу их не выдавать беларусских граждан Беларуси, где они рискуют подвергнуться преследованиям за свои политические взгляды. И официально признать наши демократические политические структуры, как это сделал ЕС. Давайте формализуем наши отношения на будущее.
Дорогие друзья,
Наша борьба носит глобальный характер. Демократия подвергается нападкам во всем мире. Диктаторы верят, что сила — это право. Им не нужно прислушиваться к мнению людей. Им нужны только послушные слуги. Они говорят, что люди могут быть счастливы без личной свободы. Давайте докажем, что они неправы.
Я прошу вас – не отказывайтесь от демократии. Она как воздух: вы не замечаете ее, пока не задыхаетесь.
Цените свою свободу и свой образ жизни. Их легко потерять и трудно вернуть.
Демократия не идеальна, сказал Черчилль. Но ее можно улучшить. Диктатуру – нет.
Не думайте, что то, что происходит в Беларуси, вас не касается. Если демократия проиграет там, свободы станет меньше везде.
Солидарность с борцами за свободу во всем мире — вот что принесет нам победу. Спасибо, что вы вместе с беларусским народом выступаете за мир, демократию и права человека.
Живе Беларусь!
