Светлана Тихановская: «Приветствую всех наших героев на свободе. Спасибо, что выстояли, что выдержали. Вчера был очень эмоциональный и тяжёлый день для всех нас.
Прежде всего я хочу поблагодарить президента Трампа, Джона Коула, Криса Смита — благодаря им и их дипломатическим усилиям люди вышли на свободу. Президент Трамп правильно назвал это — освобождение заложников, и мы ценим его личную роль в этом гуманитарном процессе.
Спасибо Европейскому союзу и всем странам, которые все эти годы — принципиально и последовательно добивались освобождения политзаключённых. Это результат нашей общей работы.
Хочу поблагодарить Литву, которая сделала невероятное — оперативно приняла политзаключённых, оформила документы и помогла на границе. Мы ценим и видим эту помощь. И конечно, спасибо всем правозащитникам и международным партнёрам, которые вчера быстро откликнулись на просьбу о помощи. Международный гуманитарный фонд, Весна, Страна для жизни, Помощь, BySol, Freedom House, БДИПЧ, БАЖ и все партнёры.
Мы рады видеть людей на свободе. Но давайте называть вещи своими именами. То, что произошло вчера — это не освобождение, а вынужденная депортация. Мы все переживаем за судьбу Николая Статкевича, который отказался уезжать из Беларуси — и имел полное на это право — теперь его местонахождение неизвестно. Его мужественный поступок напоминает мужественный поступок и Маши Колесниковой, которая при попытке депортации разорвала свой паспорт.
Все освобождённые должны иметь право — уехать или остаться. Я вчера разговаривала об этом с американскими партнёрами, и мы добиваемся, чтобы при следующих освобождениях эта античеловеческая практика была прекращена.
Мы добиваемся также, чтобы освобождения сопровождались прекращением репрессий. Потому что, к сожалению, каждую неделю появляются новые политзаключённые, а правозащитники фиксируют расширение репрессий.
Безусловно, все должны выйти на свободу. И президент Трамп задал планку — все 1300 политзаключённых. Мы будем работать с американской администрацией и всеми нашими союзниками в Европе, чтобы освобождения продолжались.
Это шаг в правильном направлении, и я призываю режим освобождать всех заложников из тюрем. Это первый шаг к национальному диалогу, который нам так нужен.
Теперь наша задача — обеспечить освобождённых помощью: юридической, психологической, медицинской. Решить вопросы с легализацией и документами. Также буквально за один день собрано 85 тысяч евро на поддержку освобождённых. Я поражена этой солидарностью. Мы работаем с правительствами разных стран, чтобы мобилизовать помощь для репрессированных, а через две недели мы готовим большой конгресс по политзаключённым, куда я также всех приглашаю присоединиться».